Фон барон (kapuskindtpf) wrote,
Фон барон
kapuskindtpf

Помню как я с Дашей Злоказовой, когда ей стала интересная атрибуция картин с точки зрения криминалистических методов расследования преступлений в сфере художественного искусства, обходили третьяковку - на предмет определить где подлинник, а где подделка. Был тогда первый курс моего первого ВУЗа. Единственный инструмент, которым мы обладали, были наши собственные глаза. Мы заходили в зал, оглядывали картины, и примерно одинаково определяли - что вот это по нашему мнению подлинник, вот это подделка (для чистоты эксперимента, конечно, лучше было бы пойти сначала каждому с бумажкой - и записать, а потом сравнить). Где-то не был согласен я. где то - она. Друг для друга наш научный метод мы определили как - есть ли у картины свечение или сияние (не как у Кубрика), если оно было - перед нами подлинник, если нет - то подделка. Триумфом нашего метода был один зал, где среди прочего было две картины - одного художника одной серии и одной манеры и техники и практически одного сюжета, т.е. все исходные данные были одинаковы - да и сюжет похож, но одна картина была с сиянием, а другая - нет, со всеми вытекающими из этого последствиями. Тут вот пишут об определении художественного шедевра с позиции симультанного метода, механизм которого, по мнению автора, является загадкой. Мне же кажется. что мы с Дашей подобным симультанным методом и проводили атрибуцию, и что механизмом данного метода, на мой взгляд, является синхрония, если выражаться терминами юнгианской психологии. Подделок, кстати, в ГТК много, в ГМИИ им.Пушкина весь Ван Гог подделка - но это и до нас было известно, а вот Гогена много настоящего. #из_ненаписанного




Оригинал взят у avvakoum в Маленькие секреты практического искусствоведения.
Однажды у нас с профессором Головиным (тем самым, который "застрелился" резиновой пулей) возник разговор, мол, вот спрашивают: "Как научиться отличать шедевр от поделки?".

- И чё ты на это отвечаешь?
- В музеи ходите! Смотрите альбомы... Че тут скажешь?

Ну да... Профессор конечно, прав. Но, всё-таки, я попробую развернуть ответ по своему.

Существует два вида опознания лиц. Сукцессивное и симультанное. Для опознания шедевра подход, с моей т.з. такой же. Симультанное опознание - это мгновеннное узнавание. "Схватывание". Как оно работает до конца все еще не выяснено. Люди узнают знакомые им лица даже если разрешение картинки составляет 7х16 пикселей. (Эксперименты доктора Синха из Массачусетского Университета). Людей узнавали, если их лица сплющены по горизонтали или вертикали. Если они освещены лучом снизу, сбоку, сверху. Зато испытуемые волонтеры с трудом узнавали лицо, все части которого нарисованы одной линией.
Вобщем, механизмы работы симультанного ментального восприятия  остаются загадкой.

Сукцессивное восприятие предполагает сравнение, сопоставление в соответствии с методиками или стихийно, по наитию, но поэтапно. Сравниваются отдельные части лица, цвет кожи, волосы и пр.

Так вот, примерно 95% людей способны воспринимать произведение искусства исключительно сукцессивным методом. Им требуется показать, и разьяснить. Или они могут сами, на основании своего культурного багажа и полученных знаний, осматривая  артефакт, постепенно составить о нем мнение.

Зато 5% это люди, способные сразу "почувствовать" шедевр, и здесь работает восприятие симультанное.  Воспринимая таким образом картинку вы еще не знаете ничего - ни год создания, ни имя художника, но вас "торкает". Вы знаете, что это нечто "интересное". Всё остальное - сукцессивный разбор и знакомство приходят позднее.

Как войти в эту группу 5%? Профессор прав - требуется значительная работа, рассматривание большого количества хороших работ. Но не только. Общий уровень культуры тоже требуется. Однако, все это не главное, и служит лишь для выявления природной способности человека "видеть".  На профессиональном жаргоне это выражается как "искусствовед с глазами", то есть, как раз способный к симультанному опознанию.

Вот в этом капризе природы и состоит разгадка феномена, когда человек, казалось бы, совсем не утонченного вида, манер и воспитания, вдруг демонстрирует удивительный "нюх" на шедевры. Правда, как это часто бывает, такой человек может всю жизнь прожить занимаясь чем-то посторонним, и никак не проявит своей натуры. С другой стороны, подобные люди всегда тянутся к визуально прекрасному и эстетически годному, в какой бы среде они не находились.

Продолжение следует.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments